Внастоящее время сотовый телефон является основным средством общения.
Практически каждый гражданин в своей жизни покупал сотовый телефон и не однократно.
Вопрос «Можно ли обменять телефон?» у потребителя возникает сразу в тот момент, когда он понимает, что ему купленный телефон не подходит или он обнаружил недостаток в телефоне.
Для защиты своих прав и избежания безосновательных конфликтов с продавцами, каждый должен знать, что такое телефон в сфере защиты прав потребителей.
Можно ли обменять телефон после покупки? Какой срок для этого отведен законом?
Какие должны быть основания для такого обмена? Эти и другие вопросы будут рассмотрены в данной статье.
Закон о защите прав потребителей и телефон
Сотовые телефоны в соответствии с законодательством о защите прав потребителей относятся к технически сложным товарам.
В отношении таких товаров существуют определенные требования и специальные правила.
К таковым относятся:
- Глава IV Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»;
- Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров»;
- Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей).
В законодательстве нет точного понятия, что такое технически сложный товар, но на уровне местного правотворчества можно встретить такое определение.
Так, в соответствии с Постановлением администрации городского округа Пущино МО от 07.11.2012 №514-п «Об утверждении правил организации торговли, …» под технически сложными товарами понимаются товары, требующие специальных знаний, оформления гарантийных обязательств и прохождения предпродажной подготовки.
В соответствии со ст. 25 Закона о защите прав потребителей товары не подлежат обмену только в соответствии с утвержденным Правительством РФ таким перечнем.
Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации устанавливает, что телефонные аппараты являются технически сложными товарами бытового назначения.
Соответственно сотовый телефон не может быть возвращен на основании того, что он не подошел по размеру, форме, габариту, фасону, расцветки либо комплектации.
Можно ли обменять телефон с недостатками?
После приобретения сотового телефона, в течение 15 дней, Вы вправе его вернуть только в том случае, когда обнаружили недостатки в нем.
То есть Вы можете отказаться от договора купли-продажи и вернуть свои деньги либо заменить на телефон такой же марки, модели, артикула.
Также Вы можете заменить на другой телефон с соответствующим перерасчетом покупной цены телефона. Что же понимается под недостатком товара?
Под недостатком товара (работы, услуги) понимается несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
Можно ли обменять телефон и в какие сроки?
После истечения 15 дневного срока со дня покупки телефона Вы вправе вернуть телефон по следующим основаниям:
- были обнаружены существенные недостатки телефона (в соответствии с Законом о защите прав потребителей под существенным недостатком следует понимать неустранимый недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно после его устранения либо иные подобные недостатки);
- при передаче телефона для устранения продавцом недостатков, были нарушены сроки. Так, в соответствии со ст. 20 Закона о защите прав потребителей такой срок может определяться письменным соглашением сторон, но он не может превышать 45 дней с момента передачи товара продавцу для устранения недостатков;
- если телефон не может быть использован в течение одного года (в рамках гарантийного срока) в совокупности более чем 30 дней из-за неоднократного устранения недостатков.
Если же гарантийный срок на телефон менее 2 лет, Вы обладаете правом при обнаружении недостатков телефона в пределах 2 лет обратиться к продавцу с требованием о возврате или обмена телефона.
Но прежде всего Вы должны доказать, что недостатки телефона возникли до его передачи Вам (ст.477 ГК РФ, п.5 ст.19 Закона о защите прав потребителей).
Похожие статьи по теме