KonRa.ru Рубрики

Реклама запрещенная в РФ

Если ведёте бизнес, то рано или поздно может возникнуть необходимость дать рекламу. И в этом случае вам крайне важно знать, какая реклама сегодня в РФ запрещена. Если дадите запрещённую рекламу, то вас могут оштрафовать, как правило, штраф может достигать 500 000 рублей. Особенно это актуально для маркетинговых компаний, которые регулярно работают с различными типами рекламы в различных сферах бизнеса.

Запрещённую рекламу можно разделить на две большие категории. Во-первых, реклама может быть запрещена законодательством. И, во-вторых, реклама может быть запрещена правилами площадки, на которой даёте рекламу. Например, если рекламируетесь на Яндекс Директ или Фейсбуке, то эти площадки устанавливают свои правила игры. Они как бы расширяют тот перечь запретов, который установлен законодательством. И если нарушите их правила, то ваш аккаунт могут заблокировать. И понесёте определённое количество убытков.

В статье будем рассказывать про законодательный запрет. Не будем освещать запреты, которые установлены на площадках. Площадок очень много. И если вы заходите на какую-то площадку, то обязательно внимательно почитайте правила рекламирования на этой площадке. Постараемся осветить самые актуальные законодательные запреты и, естественно, дадим пояснения.

Запрет 1. Использование иностранных слов без перевода.

Очень многие сегодня когда дают рекламу хотят использовать иностранные слова, особенно английские. Если используете иностранные слова, то по общему правилу исходите из того, что эти слова нужно переводить на русский язык. Иначе реклама попадёт в разряд запрещённой.

Например, было судебное дело центрального универмага Москвы (ЦУМ) и федеральной антимонопольной службы (ФАС). И ЦУМ проиграл этот спор в связи с тем, что использовал слово Sale (распродажа) без соответствующего перевода на русский язык.

Если вы делаете перевод на русский язык, то позаботьтесь о том, чтобы слово перевода было не сильно меньше, чем само иностранное слово. И позаботьтесь о том, чтобы перевод был расположен не сильно далеко от иностранного слова. Иначе могут оштрафовать.

Какой можно привести пример правильной рекламы с использованием иностранных слов?

Например, рекламу машины Infiniti. В ней есть такой слоган «Infiniti the power of drive» и дальше после этого слогана идёт перевод «Сила драйва». Это пример корректной рекламы с использованием иностранного слова. Дали иностранное слово и сразу же его перевели.

Кстати, в рекламе можно не переводить сегодня неологизмы. Это те слова, которые были заимствованы в русский язык из иностранных языков. Например, слова «джойстик», «секонд-хенд», «супер» и т.д. Эти слова могут не переводить. Но здесь нужно быть аккуратным. Если сомневаетесь, что слово не является неологизмом, то лучше перевести его на русский язык.

Например, то же самое слово «Sale», возможно, очень скоро станет неологизмом. И даже сейчас некоторые антимонопольные службы в регионах могут рассмотреть это слово как допустимое для употребления без перевода. Но всё-таки подобные слова типа «Sale» рекомендуем переводить на русский язык. По крайней мере пока ФАС не даст разъяснения, что такие слова без перевода употреблять можно. Напомним. ФАС у нас сегодня контролирует, в том числе вопросы корректной рекламы.

Запрет 2. Некорректные сравнения.

Нельзя в рекламе порочить деловую репутацию конкурента или использовать некорректные сравнения. У нас сегодня это очень любит делать Burger King, скажем так «ходить по краю».

Иногда у него получается, иногда не очень. Но в любом случае вы не мегакрупная компания, мы такую стратегию использовать не рекомендуем. Это очень опасно с точки зрения штрафов.

Пример некорректного сравнения. «В нашей шаурме только свежее мясо, не то что в палатке через дорогу». Здесь вы пытаетесь показать превосходство не за счёт своих конкурентных преимуществ, а за счёт негативных качеств своего конкурента. Причём зачастую недоказанных и необоснованных. Чаще всего такая реклама приведёт к штрафу.

Запрет 3. Использование слов в превосходной степени без обоснования превосходства.

Очень часто многие рекламодатели хотят использовать слова в превосходной степени, к примеру, «лучший», «вкуснейший» «No1» и т.д. Слова в превосходной степени сегодня использовать можно, но вы должны иметь возможность доказать своё превосходство. Если вы назвали свой товар «вкуснейшим» и ФАС установит, что есть товар вкуснее, то в этом случае вас оштрафуют. Если вы не указали конкретного критерия, по которому вы лучший, ФАС проверит любой критерий.

Пример. Вы указали, что вы ресторан No1, тогда ФАС проверит качество, ассортимент, обслуживание, цены и т.д. Если хоть по какому-то критерию вы не будете рестораном No1, то вас оштрафуют. Поэтому критерий обязательно должен быть, например, «лучший по версии Forbes».

При этом если используете в дополнении слова по типу «пожалуй, самый вкусный кофе», «наверное, самая качественная мебель», то не нужно думать, что вы таким образом обойдёте запрет. Не обойдёте! ФАС сегодня не разрешает так делать.

Запрет 4. Сообщения и звонким без согласия.

Нельзя распространять рекламу по телефону или электронной почте человека или организации, если не получили соответствующего согласия от человека или организации. Это следует из статьи 18 закона «О рекламе». Если направляете кому-то SMS, делаете рекламный звонок или направляете сообщение по электронной почте, но при этом у вас нет на руках согласия человека или организации, то велика вероятность, что вас оштрафуют. Вернее не можем сказать, что здесь велика вероятность штрафа, она наоборот может быть минимальна, потому что ФАС редко занимается этими делами. Тем не менее вы должны понимать, что такая реклама является сегодня запрещённой.

Есть сегодня люди (представители компании), которые ради принципа готовы бороться со спамом и обращаться в ФАС. Таких примеров море. Люди с этого ничего не заработают, т.е. никакой выгоды не получат. Им важно наказать спамера. Поэтому либо получайте согласие людей на рассылку, либо не используйте свои официальные адреса электронной почты и телефоны. Это уже рекомендация из разряда обхода законов. В любом случае не рекомендуем вам давать подобную рекламу.

Запрет 5. Несоблюдение уровня шума.

При использовании звуковой рекламы обязательно соблюдайте допустимые уровни шума. Сегодня региональные власти (власти конкретного региона) устанавливают свой уровень децибел для звуков на улице, в том числе для рекламы. Как правило, пороги децибел достаточно высокие, т.е. можете использовать громкоговорители. Тем не менее прежде чем ставить человека с громкоговорителем на улице, обязательно посмотрите региональные нормы по уровню шума.

Кстати, в конце августа 2021 года должен вступить в силу запрет звуковой рекламы на зданиях. Будет запрещена любая реклама независимо от уровня шума, которая распространяется с недвижимости.

Запрет 6. Транспортные средства нельзя использовать преимущественно как передвижную рекламную конструкцию.

Что это значит? Есть у вас старый грузовик, вы его перекрасили, разместили на нём рекламу и поставили на стоянку. Если длительное время этот грузовик просто стоит и не выполняет свою основную функцию (не перевозит товары), то это будет нарушением рекламного законодательства. Размещать рекламу на транспорте можно, но крайне важно, чтобы транспорт продолжал находиться в использовании. И если вы видите, например, рекламу на троллейбусах или другом общественном транспорте, то это нормально. Ведь эти транспортные средства продолжают исполнять свою основную функцию (они перевозят пассажиров).

Запрет 7. Использование звуковой рекламы на транспорте.

Ни в коем случае нельзя использовать звуковую рекламу на транспорте, т.е. внутри и снаружи транспорта нельзя размещать громкоговорители и, в принципе, включать рекламу как звук. Вы можете сегодня в троллейбусах или метро увидеть телевизоры или банеры, на которых крутиться реклама. Но вы не должны при этом рекламу услышать. Если слышите звуковую рекламу в транспорте, то владелец этого транспорта нарушает рекламное законодательство.

Запрет 8. Рекламная конструкция без согласия собственника.

Если вы хотите разместить рекламную конструкцию на здании или земельном участке, то вам обязательно нужно получить согласие собственника этой недвижимости. Иначе реклама попадёт в разряд запрещённой. Если хотите разместить рекламный щит на жилом доме, получаете согласие сособственников. Если вы хотите разместить рекламный щит на государственной или муниципальной земле, то придётся поучаствовать в торгах.

Запрет 9. Указание наименования при дистанционной продаже товаров.

Если вы продаёте товары дистанционно, то обязаны указывать наименование продавца и государственный регистрационный номер. Для юридических лиц дополнительно вы также обязаны указывать местонахождение (адрес юрлица). Для индивидуальных предпринимателей адрес указывать не нужно, но нужно указать ФИО и ОГРН индивидуального предпринимателя, если физлицо является ИП. Если вы товар продаёте как самозанятый, то просто указываете свою ФИО. Без этих реквизитов реклама будет запрещённой и можете за это получить штраф.

Запрет 10. Реклама товаров, попадающих под запрет.

Нельзя рекламировать товары, которые сами по себе запрещены для рекламы. Это табачные изделия, зажигалки, курсовые и дипломные работы, естественно, взрывчатку, запрещённые вещества, запрещенные организации и т.д. Алкоголь в ряде случаев рекламировать можно, но это зависит от типа рекламы и от площадки.

Запрет 11. Использование брендов и исключительных прав.

Перед использованием брендов или слов схожих до степени смешения с товарными знаками других участников рынка посмотрите зарегистрирован ли товарный знак (сейчас это можно сделать онлайн на любом сайте юридической компании осуществляющей услуги по регистрации товарного знака), либо воспользуйтесь советами по заключению договора с блогером. Если товарный знак зарегистрирован, то следует заключить лицензионное соглашение с правообладателем, ведь за использование чужого бренда вы можете заплатить существенный штраф, а канал распространения может быть заблокирован, например сайт с доменом дублирующий бренд. Также в рекламе стоит использовать только свои фото и видео материалы, ведь обладатель исключительных прав может подать на вас в суд и оштрафовать вас. В некоторых случаях за использование чужого бренда может наступать уголовная ответственность.

Если у вас остались вопросы по запрещенной рекламе или использованию чужих брендов, то вы всегда можете воспользоваться консультацией юриста и обезопасить себя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться