Главная » Защита прав потребителей » Нужен ли паспорт при возврате товара?
Паспорт при возврате товара

Нужен ли паспорт при возврате товара?

При возврате товара некоторые продавцы требуют паспорт, но не всегда. Невольно возникает вопрос: Нужен ли паспорт при возврате товара? Такую ситуацию, как правило, нужно рассматривать как со стороны закона, так и со стороны практики. Рассматривая эту ситуацию со стороны закона, т.е. предусмотренное в статьях 18 и 25 закона РФ «О защите прав потребителей» можно отметить, что потребителю совсем не требуется иметь при себе паспорт, чтобы обменять или вернуть товар, который не подошел по определенным параметрам или вовсе оказался несоответствующего качества. В законе говорится о сохранности товарного вида, о наличии товарного чека, а также указаны другие требования, но совершенно ничего не сказано про наличие документа, удостоверяющего личность потребителя, возвращающего или обменивающего товар.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту по телефонам для получения первичной бесплатной консультации: +7 (499) 649-73-18; +7 (926) 754-19-34, + (977) 283-46-04

Нужен ли паспорт при возврате товара?

Со стороны практики также довольно интересно все обстоит. При оформлении выдачи денежных средств, уплаченных за возвращенный товар в определенном размере, продавцу все-таки нужен паспорт. Паспорт нужен не потому что, продавцу так захотелось или он решил придраться к вам (не желает вернуть вам деньги), а потому, что кроме выдачи денежных средств продавцу также необходимо заполнить всю сопутствующую документацию о возврате товара. Таким образом, паспорт при возврате товара необходим для идентификации заявителя и фиксации данных о нем в отчетной документации.

ВНИМАНИЕ! Как составить претензию продавцу?

Также следует отметить, что судебная практика склоняется к праву продавца требовать паспорт у покупателя при возвращении денежных средств их кассы. Суд признает такие действия продавца как необходимые в подобной ситуации (например, определение Павлово-Посадского городского суда Московской области от 22.11.2013 по делу № 11-37/2013). Нельзя также признавать требования продавца неправомерными, когда он просит указать в заявлении на возврат паспортные данные покупателя (постановление ВС РФ от 15.06.2016 № 25-АД15-3).

В случае оплаты товара банковской картой, то возвращение денежных средств должно происходить на банковскую карту. Покупателю не нужно при этом иметь паспорт, достаточно предъявить кассовый чек и банковскую карту, с которого производилась оплата.

Документы, оформляемые продавцом в случае возврата товара после закрытия кассовой смены

Покупателю, чтобы вернуть товар достаточно руководствоваться только одним законом «О защите прав потребителей», а вот продавцу, чтобы оформить возврат нужно придерживаться требований целого ряда законов, таких как:

 

  • Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У (ред. от 03.02.2015) «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее — указание № 3210-У);
  • «Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли» (далее — Рекомендации);
  • Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88 (ред. от 03.05.2000) «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (далее — постановление № 88);
  • Указание Банка России от 07.10.2013 N 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов»;
  • «Положение об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием» (утв. Банком России 24.12.2004 N 266-П).

ВНИМАНИЕ! Как составить исковое заявление в защиту прав потребителя?

Согласно требованиям закона, возврат покупателем товара продавцу, а последним покупателю денежных средств происходит следующим образом:

  • Продавцом осуществляется прием или возврат недоброкачественного товара по заявлению покупателя (п. 10.3 Рекомендаций). При приеме от покупателя товара оформляется накладная (код по ОКУД 0903016) в двух экземплярах, один из которых прикладывается к товарному отчету, а другой вручается покупателю. Такая накладная и будет являться основанием для обмена товара или получения денежной суммы на сданный товар;
  • Оформляется расходный кассовый ордер по форме КО-2;
  • В соответствии с абз. 2 п. 6.1 указания № 3210-У при выдаче денег из кассы, кассир имеет право выдавать деньги только после установления личности по предъявленному паспорту либо иному документу, удостоверяющий личность покупателя.

Кассир может выдать наличные только лицу, чьи данные указаны в расходном кассовом ордере формы КО-2 (ОКУД 0310002)

Документы, оформляемые продавцом в случае возврата товара до закрытия кассовой смены

Процесс возврата денежных средств при возврате товара до закрытия кассовой смены немного проще, чем описанный выше. В этом случае продавцом оформляется только акт по форме КМ-3, утвержденный постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1988 № 132. Также продавцом ставится запись в графе 15 журнала кассира-операциониста о возврате денежных средств. Для совершения этих действий не предусмотрено внесение паспортных данных того, кто получает денежные средства за возврат товара.

Таким образом, для возврата денег после закрытия кассовой смены потребуется письменное заявление покупателя и документ, удостоверяющий личность, а при возврате денег из кассы до закрытия смены проще. То есть все-таки нужен паспорт при возврате товара, но это не является требованием закона. Об этом поговорим далее.

А что делать если нет паспорта с собой или возможности его предъявить?

Во всех вышеуказанных случаях, когда необходимым является предъявление документа, удостоверяющий личность для возврата денег из кассы совсем не означает, что это может быть строго паспорт. Во всех таких ситуациях могут быть предъявлены и иные документы, кроме паспорта, удостоверяющие личность:

  • удостоверение личности военнослужащего РФ;
  • военный билет солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика, мичмана и офицера запаса;
  • временное удостоверение личности гражданина РФ;
  • удостоверение беженца;
  • служебное удостоверение работника прокуратуры.

Также могут быть предъявлены и другие документы, удостоверяющие личность.

В заключение данной статьи сделаем вывод о том, что закон не устанавливает строгих рамок, что покупатель должен предъявить паспорт при возврате товара. Однако для продавца, чтобы оформить бухгалтерские и налоговые документы необходимо указать персональные данные лица, на чье имя производится возврат денежных средств. Такие персональные данные как правило содержатся в документе, удостоверяющем личность. В числе прочего, в контролирующий орган необходимо предъявить письменное подтверждение выдачи денежных средств за возврат товара, которыми будут считаться письменное заявление покупателя о возврате товара и копия его паспорта.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что при анализе требований законодательства и сложившейся судебной практики – требование продавца о том, что потребитель должен предъявить паспорт при возврате товара является допустимым явлением.

Образцы документов в защиту прав потребителей:

 

Похожие статьи по теме:

О Eduard

9 комментариев

  1. Владислав Тихий

    Договором купли-продажи предусмотрено, что продавец обязан одновременно с автомобилем передать покупателю в т.ч. паспорт транспортного средства (ПТС).
    Может ли передача автомобиля без одновременной передачи ПТС являться основанием на предъявления неустойки. Конечно в договоре об неустойке не говорится.

    • ЮК "КонРа"

      Добрый день!
      Согласно ст. 464 ГК РФ если продавец не передает или отказывается передать покупателю относящиеся к товару принадлежности или документы, которые он должен передать, покупатель вправе назначить ему разумный срок для их передачи.
      Если же они не переданы продавцом в указанный срок, покупатель вправе отказаться от товара, если иное не предусмотрено договором.
      В ЗПП предусмотрена неустойка за нарушение продавцом установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю.
      Неустойка (пени) взыскивается в пол % за каждый просроченный день.
      Но судебная практика в РФ решает данную проблему по разному:
      — п. 3 ст. 23.1 Закона о ЗПП устанавливает последствия нарушения продавцом срока передачи потребителю предварительно оплаченного товара, а не документов, относящихся к товару, а следовательно, нарушение продавцом обязательства по передаче паспорта транспортного средства не является основанием для привлечения продавца к ответственности в виде взыскания неустойки, предусмотренной статьей 23.1 Закона о ЗПП;
      — если договором купли-продажи предусмотрена передача ПТС покупателю, который не был передан продавцом, что препятствует истцу эксплуатировать автомобиль, то имеются основания для взыскания неустойки, предусмотренной ст. 23.1 Закона РФ О защите прав потребителей.
      Как видите подход абсолютно разный!

      Делая вывод, можно сказать, что передача продавцом покупателю автомобиля без одновременной передачи паспорта транспортного средства не является основанием для предъявления покупателем к продавцу требований о взыскании неустойки.
      Однако покупатель не лишен права требовать от продавца неустойку за невыполнение последним требований покупателя (о выдаче подлинного экземпляра ПТС) в порядке и сроки, предусмотренные законом.
      Удачи!!!

      • Владислав Тихий

        Как вы думаете, что мне делать?

        • ЮК "КонРа"

          Это зависит от Вас, от Вашего настроя, что Вы хотите в результате.
          Если у Вас серьезные намерения, то Вам нужно действовать.

  2. Могу ли я подать иск как пасажир к перевозчику по месту своего жительства по вопросам защиты прав потребителей?

    • ЮК "КонРа"

      Пассажир вправе предъявить к перевозчику иск, не связанный с перевозкой груза, по своему месту жительства, руководствуясь законодательством о защите прав потребителей.
      Согласно ч. 3 ст. 30 ГПК РФ иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.
      Согласно п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» в силу ч. ч. 7, 10 ст. 29 ГПК РФ выбор между несколькими судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу.
      Так что вы можете смело подавать иск в суд по месту своего жительства.

  3. Здравствуйте, подскажите пожалуйста!
    Можно ли подать иск от потерпевшего в ДТП к профессиональному объединению страховщиков по месту проживания истца?

    • ЮК "КонРа"

      Добрый день, Марина!
      Предъявление иска потерпевшего в ДТП к профессиональному объединению страховщиков должно производиться по месту нахождения такого объединения.
      Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
      Отношения между профессиональным объединением страховщиков и истцом по делу о взыскании компенсации вытекают из Закона N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и учредительных документов такой организации, но не из договора страхования.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*