Общественно экологическая экспертиза закон
Законодательство РФ не содержит четкого порядка проведения общественной экологической экспертизы, но общие требования и условия проведения такой экспертизы все-же закон устанавливает (ст.ст. 19-25 Федерального закона «Об экологической экспертизе»).
Общественная экологическая экспертиза во многом схожа с государственной экологической экспертизой.
Общественная экологическая экспертиза проводится либо до проведения государственной экологической экспертизы ли одновременной с ней.
В данном законе устанавливается права граждан и общественных организаций на:
- инициативу в проведении общественной экологической экспертизы какой-либо деятельности, от которого зависит интерес населения в безопасной окружающей среде,
- возможность направлять предложения исполнительным органам государственной власти по вопросам экологии в отношении намечаемой хозяйственной или иной деятельности,
- получение органов власти информации о результатах проведения государственной экологической экспертизы,
- действия в сфере экологической экспертизы, которые не являются противозаконными.
Кто инициирует общественную экологическую экспертизу?
В соответствии со ст. 20 Федерального закона «Об экологической экспертизе» такими субъектами являются граждане и общественные организации (объединения), органами местного самоуправления.
В статье также называется еще субъект непосредственной организации общественной экологической экспертизы – это общественные организации, целью деятельности которых является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы.
То есть, существует специальный субъект, который обладает достаточными знаниями и навыками проведения экологической экспертизы.
Такие организации создаются с целью проведения деятельности в сфере охраны окружающей среды. Как правило, такие организации являются некоммерческими.
Объекты общественной экологической экспертизы
Объекты общественной экологической экспертизы и государственной экологической экспертизы совпадают, на это прямо указывает статья 21 Федерального закона «Об экологической экспертизе».
Но существуют определенные ограничения в отношении объектов экологической экспертизы, которые составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
- Государственная тайна — определяется как «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации» (ст. 2 Закона РФ от 21.07.1993 года №5485-1 «О государственной тайне». В данном законе перечисляется конкретный перечень объектов, которые являются государственной тайной.
- Коммерческая тайна — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании (ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 №98-ФЗ «О коммерческой тайне»).
Таким образом все, что подпадает под понятие тайна, не может быть объектом общественной экологической экспертизы.
Условия проведения общественной экологической экспертизы
Для проведения подобной экспертизы закон устанавливает наличие определенных условий проведения.
К таким условиям относятся:
- общественная экологическая экспертиза проводится до или во время проведения государственной экологической экспертизы,
- возможность проведения общественной экспертизы независимо от государственной по одним и тем же объектам экспертизы,
- общественная экспертиза осуществляется при государственной регистрации заявления общественных организаций о ее проведении. Если заявление поступило от 2-ух и более организации на проведение экологической экспертизы по одному и тому же объекту, имеется возможность создания единой экспертной комиссии.
Порядок проведения общественной экологической экспертизы
Подача заявления
В первую очередь подается заявление о проведении общественной экологической экспертизы в местное самоуправление.
Соответственно субъектами подачи заявления являются лица, обладающим правом инициации такой процедуры:
- граждане,
- общественные организации (объединения),
- общественные организации-организаторы, осуществляющие свою деятельность в сфере охраны окружающей среды.
В заявлении должна быть информация о:
- идентификационные данные заявителей,
- адреса регистрации и местонахождения,
- составе экспертной комиссии,
- об объекте общественной экологической экспертизы,
- сроки проведения экспертизы.
Рассмотрение заявления органом местного самоуправления
Местная администрация в течение 7 дней должна зарегистрировать заявление о проведении общественной экологической экспертизы либо отказать в такой регистрации.
Если в течении 7 дней в регистрации не было отказано, то считается, что заявление принято и зарегистрированным.
Основания отказа в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы:
- экспертиза была ранее проведена дважды в отношении объекта экспертизы,
- если объект экспертизы составляет государственную тайну,
- общественная организация не зарегистрирована в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации,
- если в уставе общественной организации не установлено основной деятельностью охрана окружающей среды. Таким образом, орган местного самоуправления осуществляет контроль по допуску профессионального лица к организации и проведению экологической экспертизы;
- нарушена форма заявления о проведении общественной экологической экспертизы.
Основания для отказа в регистрации поступившего заявления являются исчерпывающим и никакие другие условия не могут быть основанием для отказа в регистрации местным самоуправлением заявления о проведении общественной экологической экспертизы.
Общественная экологическая экспертиза: организация и проведение
Как мы уже сказали, общественная экологическая экспертиза проводится общественной организацией, основной деятельностью которой является охрана окружающей среды.
В первую очередь они должны известить население о проведении такой экспертизы.
Как правило, организатор проведения экологической экспертизы опубликовывает информацию о проведении экспертизы в региональных СМИ.
Подготовка заключения общественной экологической экспертизы
Подготовка заключения экологической экспертизы – это коллективная деятельность, направленная на изучение объекта экспертизы с вынесением выводов комиссией общественной экологической экспертизы.
В комиссию привлекаются лица, обладающие специальными знаниями на профессиональном уровне.
Утверждение заключения общественной экологической экспертизы
Немаловажным этапом экспертизы является этап его признания, утверждения уполномоченным на то органом.
Таким органом является федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Заключение приобретает юридическую силу только после его утверждения соответствующим органом государственной власти.
После утверждения общественной экологической экспертизы в течение 5 дней заключение направляется заказчику, то есть инициаторам экспертизы.
Также такое заключение может быть направлено заинтересованным организациям.
Образцы документов
- Договор возмездного оказания услуг с внештатным экспертом государственной экологической экспертизы
- Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы
- Заявление о признании недействительным заключения государственной экологической экспертизы
- Заявление об организации и проведении государственной экологической экспертизы
- Форма счета за проведение государственной экологической экспертизы
- Образец ходатайства о переводе земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков
- Запрос согласия на перевод земель водного фонда в земли другой категории
- Заявление о согласии на перевод земель водного фонда в земли другой категории
- Исковое заявление в арбитраж о возмещении убытков, причиненных изменением целевого назначения земельного участка
- Исковое заявление о возмещении убытков, причиненных изменением целевого назначения земельного участка
- Образец ходатайства о переводе земель водного фонда в земли другой категории
Похожие статьи по данной тематике