Главная » Земельное право » Государственная экологическая экспертиза
Государственная экологическая экспертиза

Государственная экологическая экспертиза

В соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза – это проверка соответствия документации, обосновывающую намечаемую хозяйственную деятельность, экологическим требованиям, регламентам и законодательству в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Государственная экологическая экспертиза заключается в том, что вышеуказанные действия совершаются уполномоченными органами государственной власти.

Дорогие читатели!

Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту и Вы получите 35% скидку: +7 (499) 649-73-18; +7 (926) 754-19-34

Государственная экологическая экспертиза: правовое регулирование

Согласно тому же федеральному закону, законодательство об экологической экспертизе основывается на положениях:

  • Конституции РФ,
  • Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,
  • Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Общим законом, определяющим основные принципы охраны окружающей среды – это Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Специальным законом, который устанавливает отношения проведения экологической экспертизы, является Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Существует еще ряд федеральных законов, которые регламентируют отношения в области экологической экспертизы. Например,

  • Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»,
  • Градостроительный кодекс РФ,
  • Федеральный закон от 10.07.2001 N 92-ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории»,
  • Федеральный закон от 01.05.1999 N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»,
  • и др.

Законодательство об экологической экспертизе регулируется не только региональным законодательством, но и региональным.

Понятие, предмет и принципы экологической экспертизы

Основным элементом рационального природопользования и охраны окружающей среды является оценка воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, а также экологическая экспертиза.

Государственная экологическая экспертиза — это своего рода средство обеспечения выполнения экологических требований. Это способ реализации права каждого на благоприятную окружающую среду. В Определении Конституционного суда РФ от 30.09.2010 №1421-О-О указано, что государственная экологическая экспертиза является правовым средством обеспечения выполнения экологических требований, гарантирующих защиту окружающей среды.

Государственная экологическая экспертиза — это процедура, при проведении которой выявляется соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности установленным экологическим требованиям. Осуществление деятельности во вред окружающей среде запрещено законом.

Конституция РФ устанавливает права человека на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Такое право распространяется не только на существующие объекты, но и на проектируемые объекты. Одной из гарантий реализации права на достоверную информацию об окружающей среде является надлежащее закрепление формирования информации, ее поиска, получения и распространения.

Источником подобной информации является государственная либо общественная экологическая экспертиза. Государственная экологическая экспертиза имеет основной признак — непосредственное участие общества, то есть учет общественного мнения в отношении объекта экспертизы. При проведении государственной экологической экспертизы в обязательном порядке участвуют в составе экспертной комиссии привлеченные эксперты, такие как ученные, специалисты кандидаты наук различных областей науки.

Принципы

Эксперты осуществляют свою деятельность на основе принципа независимости и гласности при участии общественных организаций (объединений) с учетом общественного мнения.

Также при осуществлении государственной экологической экспертизы используется принцип устойчивого развития малочисленных народов. Для реализации такого принципа к участию в проведении экспертизы привлекаются представители и объединения объединений малочисленных народов.

Также основополагающим принципом проведения экологической экспертизы является необходимость оценки культурных, экологических и социальных последствий при реализации проектов и работ в местах проживания малочисленных народов.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об экологической экспертизе» устанавливает следующие принципы:

  • презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
  • комплексность оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
  • обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
  • достоверность и полнота информации, представляемой на экологическую экспертизу;
  • независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
  • научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы;
  • гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;
  • ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Согласно ст. 49 Градостроительного кодекса РФ предметом государственной экологической экспертизы является соответствие проектной документации требованиям технических регламентов, государственной охраны культурного наследия, пожарной, промышленной, ядерной и иной безопасности.

Говоря об объекте экологической экспертизы, нужно понимать что относится к такому, а именно:

  • экологические требования, установленные техническими регламентами;
  • экологические требования, установленные законодательством в области охраны окружающей среды.

Основная цель проведения экологической экспертизы – это предотвращение негативного воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной деятельности.

Особенностью государственной экологической экспертизы является то, что при проведении такой экспертизы в обязательном порядке участвуют общественные объединения. А также осуществляется учет общественного мнения.

Виды экологической экспертизы

Вышеуказанный федеральный закон подразделяет два вида экспертизы:

  • Государственная экологическая экспертиза,
  • Общественная экологическая экспертиза.

Государственная экологическая экспертиза проводится органами государственной власти на уровне федерации и субъектов Российской Федерации.

Общественная экологическая экспертиза проводится по инициативе граждан, общественных организаций (объединений) либо местного самоуправления.

Субъекты экологической экспертизы

Проведя полный анализ законодательства в сфере экологической экспертизы можно выделить субъектов экологической экспертизы:

  • орган государственной власти, уполномоченный на организацию и проведение государственной экологической экспертизы;
  • экспертная комиссия;
  • эксперт государственной экологической экспертизы;
  • руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы;
  • руководитель и члены экспертной комиссии общественной экологической экспертизы;
  • заказчик документации, подлежащей государственной экологической экспертизе;
  • физическое или юридическое лицо;
  • лицо, с которым заключен государственный или муниципальный контракт;
  • кредитные организации, их должностные лица, иные юридические лица, граждане, осуществляющие финансирование и кредитование реализации объекта государственной экологической экспертизы;
  • заинтересованные лица;
  • орган местного самоуправления;
  • граждане и общественные организации в области экологической экспертизы;
  • консультанты экологической экспертизы и иные работники.
 

Порядок проведения государственной экологической экспертизы

Для проведения государственной экологической экспертизы существует определенные правила. Соответственно на федеральном уровне государственного регулирования проведения государственной экологической экспертизы приняты комплекс нормативных актов:

  • Федеральный закон «Об экологической экспертизе»;
  • Постановление Правительства РФ от 11.06.1996 N 698 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы»;
  • Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 N 942 «Об утверждении Положения о государственной экологической экспертизе»;
  • Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, утв. Приказом Минприроды РФ от 06.05.2014 N 204
  • нормативные правовые акты субъектов РФ.

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» предусматривает:

  • общий порядок проведения государственной экологической экспертизы,
  • проведение экспертизы в отношении объектов, указанных в самом законе,
  • особый порядок проведения экологической экспертизы в отношении отдельных объектов, которые упоминаются в иных нормативно-правовых актах.

Общий порядок проведения государственной экологической экспертизы

  1. Представление заказчиком соответствующих документов в уполномоченный орган государственной власти, а именно:
    • заявление на проведение государственной экологической экспертизы,
    • опись всех материалов, которые были представлены в уполномоченный орган государственной власти,
    • документация, подлежащая государственной экологической экспертизе. Пакет документов установлен в каждом случае в законе (ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе»,
    • положительные заключения органов контроля и надзора, а также органов местного самоуправления, если таковое установлено законом,
    • заключение органов власти, общественной экологической экспертизы, если таковые субъекты непосредственно участвуют в проведении государственной экологической экспертизы,
    • материалы обсуждений с гражданами и общественными организациями, которые организовываются органами местного самоуправления,
    • реквизиты для подготовки счета на оплату (ИНН, БИК, КПП, ОКПО).
  2. Прием и регистрация заявления на проведение государственной экологической экспертизы.
  3. Рассмотрение заявления и материалов.
  4. Оплата заказчиком государственной услуги в течение 30 календарных дней с момента уведомления об оплате проведения государственной экологической экспертизы.
  5. Проведение межведомственных запросов при необходимости.
  6. Принятие приказа об организации и проведении государственной экологической экспертизы. Со дня оплаты услуги государственная экспертиза должна быть начата не позднее 15 дней с момента такой уплаты. В течении этого времени проводятся следующие мероприятия:
    • формирование экспертной комиссии,
    • назначение руководителя и ответственного секретаря комиссии,
    • утверждение персонального состава экспертной комиссии,
    • утверждение срока для проведения государственной экологической экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза: мероприятия по проведению экспертизы

  1. Проведение государственной экологической экспертизы начинается со дня утверждения приказа об организации и проведении государственной экологической экспертизы. Срок проведения экспертизы не может превышать три месяца, но может быть продлен по заявлению заказчика на один месяц, если иное не установлено законом.
  2. Утверждение заключения государственной экологической экспертизы. Заключение передается в Росприроднадзор для подготовки проекта приказа об утверждении заключения. После утверждения заключения экспертной комиссии Росприроднадзором, документ принимает статус заключения государственной экологической экспертизы.
  3. Выдача заключения государственной экологической экспертизы. На данном этапе заказчика уведомляют о завершении государственной экологической экспертизы и направляют соответствующий документ. Также информация о заключении экспертизы направляется территориальным органам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный экологический надзор. Такая информация направляется органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления. Если кредитные организации участвуют в финансировании проекта, то информация о заключении государственной экологической экспертизы направляется и им.

Заключение государственной экологической экспертизы

Результатом государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы. Это документ, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов, обосновывающий намечаемый для реализации хозяйственную или иную деятельность, экологическим требованиям. К заключению прилагаются все мнения, расходящиеся с позицией основного документа (заключения). Это могут быть мнения несогласных экспертов с мнением экспертной комиссии.

Заключение государственной экологической экспертизы – это акт, подтверждающий соответствие порядка проведения экспертизы требованиям законодательства.

Положительное заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать выводы:

  • о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям;
  • о возможности реализации объекта экспертизы.

Отрицательное заключение, подготовленное экспертной комиссией, может содержать выводы двух видов:

  • о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении, подготовленном экспертной комиссией;
  • о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований экологической безопасности намечаемой деятельности.

Например: «По результатам анализа представленных материалов экспертная комиссия, отмечая актуальность сооружения… (наименование объекта)… пришла к выводу, что ТЭО (проект) строительства не в полной мере соответствует требованиям природоохранительного законодательства, нормативной и инструктивно-методической документации, имеет существенные недоработки по экологическим и техническим вопросам. Оно должно быть доработано с учетом замечаний и предложений, изложенных в Заключении».

Последствием отрицательного заключения является то, что накладывается запрет на реализацию проекта. Это не означает, что данный проект не может быть реализован. Заказчик вправе повторно предоставить материалы на государственную экологическую экспертизу при условии устранения недостатков, обстоятельств, которые явились основанием для вынесения отрицательного экспертного заключения.

Заключение государственной экологической экспертизы может быть оспорено в суде. Повторное проведение государственной экологической экспертизы осуществляется на основании решения суда или арбитражного суда (ст. 14 Федеральный закон «Об экологической экспертизе»).

Образцы документов:

Похожие статьи по данной тематике

  1. Что такое общественная экологическая экспертиза? Порядок ее проведения.
  2. Как получить градостроительный план земельного участка?
  3. Как составить ходатайство о переводе земель из одной категории в другую на примере образца?

О Eduard

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*