KonRa.ru Рубрики

Учет детей, оставшихся без попечения родителей

Учет детей, оставшихся без попечения родителей

Учет детей, оставшихся без попечения родителей, направлена на сбор и хранение информации о детях, оставшихся без попечения родителей. На региональном и федеральном уровнях в Российской Федерации существует государственный банк данных, оставшихся без попечения родителей. Благодаря наличию такого регистра защита прав и интересов ребенка осуществляется на высоком уровне.

Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей — совокупность информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов Российской Федерации (региональный банк данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных о детях), а также информационные технологии, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25.06.2010 N 480н «О порядке предоставления сведений о состоянии здоровья детей, оставшихся без попечения родителей, для внесения в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей»).

Усыновление — это оптимальная форма устройства ребенка, способная в полной мере обеспечить детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие («ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения»).

Усыновление – это процедура, предусмотренная законом для устройства детей в благополучную семью. Усыновление производится только в судебном порядке по заявлению лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Права и обязанности между усыновителем и усыновленным возникают с момента вступления в законную силу судебного решения об усыновлении ребенка.

Дела об усыновлении рассматриваются судом при обязательном участии усыновителей, органа опеки и попечительства, а также прокурора. В материалах дела должно быть заключение опеки о том, что усыновление является обоснованным и отвечает всем интересам ребенка.

Учет детей, оставшихся без попечения родителей, уполномоченным органом

Учет детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется специально уполномоченным органом исполнительной власти.

Законодательством установлен четкий перечень обстоятельств, когда ребенок считается, оставшимся без попечения родителей.

К таковым относятся:

  • смерть родителей,
  • лишение родителей прав на ребенка (в судебном порядке),
  • ограничение родителей в своих правах на ребенка (в судебном порядке),
  • признание родителей недееспособными,
  • болезнь родителей,
  • длительное отсутствие родителей,
  • уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов,
  • отказ родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги,
  • создание действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей, либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию,
  • и др.

Полномочия и обязательства органа опеки и попечительства

В отношении детей оставшихся без попечения родителей существует определенные правила их учета, а также лицо, осуществляющее такой учет. Органом, осуществляющим защиту прав и интересов детей, является орган опеки и попечительства.

Орган опеки и попечительства обязан выявлять детей, которые остались без попечения родителей, а также ведут учет таких детей. Порядок осуществления учета детей, оставшихся без попечения устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы опеки и попечительства должны обеспечивать и защищать права и интересы ребенка до того, как они будут устроены в приемную семью. Вопрос устройства также решается этим органом, он должен исходит из конкретных обстоятельств потери попечения детьми, чтобы избрать форму устройства, выбрать приемную семью для ребенка.

Орган опеки и попечительства также уполномочен осуществлять контроль за условиями содержания, воспитания и образования после принятия ребенка в семью. Какие-либо иные органы и организации осуществляющие вышеперечисленные полномочия органов опеки и попечительства не допускаются.

Решением вопроса защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется только органом опеки и попечительства.

Функцию опеки могут исполнять органы исполнительной власти, органы местного самоуправления.

Нормативные акты, регулирующие вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства, являются:

  • ГК РФ,
  • Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»,
  • Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  • Другими федеральными законами и законами субъекта РФ.

Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 122 Семейного кодекса РФ устанавливает обязанность в отношении должностных лиц организаций дошкольного образования, общеобразовательных, медицинских учреждений и других организаций сообщать информацию о том, что ребенок остался без попечения родителей органу опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Такая обязанность возложена и на граждан.

То есть всякое лицо, обладающее сведениями об отсутствии у несовершеннолетнего попечения родителей, должно сообщать об этом органу опеки и попечительству (далее ООП).

После получения ООП информации об отсутствии у ребенка попечения, в течение трех рабочих дней обязан проверить поступившую информацию, а также провести обследование условий жизни ребенка. При выявлении органом опеки и попечительства достоверности поступившей информации должен предпринять определенные действия в защиту прав и законных интересов ребенка до его устройства в приемную семью.

После подтверждения поступившей информации орган опеки и попечительства направляет данную информацию о ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ, где осуществляется первичный учет детей, оставшихся без попечения родителей, в региональном банке данных. Одновременно информация направляется о ребенке в федеральный орган исполнительной власти для первичного учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Основные правила о порядке формирования и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей устанавливается в Федеральном законе от 16.04.2001 N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

После направления органом опеки и попечительства первичной информации о ребенке в течение месяца он должен подготовить документированную информацию о ребенке и направить её в соответствующие органы, осуществляющие учет на региональном и федеральном уровне банка данных.

Устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей

Орган опеки и попечительства в течении месяца с момента поступления сведений о ребенке без попечения родителей обязан обеспечить устройство ребенка. Также такая обязанность лежит на органах, осуществляющие ведение банка данных, как на региональном уровне, так и на федеральном.

Региональные банки данных вместе с федеральными образуют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Существует специальный Интернет-проект Министерства образования и науки РФ, который организован Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей: http://www.usynovite.ru/

На данном ресурсе лица, желающие усыновить ребенка, смогут ознакомиться с федеральным банком данных детей, оставшихся без родителей, а также подобрать себе ребенка на прием в свою семью.

Образцы документов

  1. Заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком при усыновлении (образец заполнения)
  2. Заявление об отзыве согласия на процедуру усыновления ребенка
  3. Заявление усыновленного ребенка о согласии на изменение своих фамилии, имени и отчества
  4. Исковое заявление об отмене усыновления
  5. Исковое заявление родителей об отмене усыновления
  6. Исковое заявление усыновленного ребенка (14 лет) об отмене усыновления
  7. Свидетельство об усыновлении (удочерении)
  8. И др.

Похожие статьи по тематике

  1. Общие положения по усыновлению детей.
  2. Порядок усыновления ребенка.
  3. Декретный отпуск.
  4. Каков порядок раздела имущества через суд?
  5. И др.

Литература

Приказ Минобрнауки России от 17.02.2015 N 101 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться