Главная » Трудовое право » Как написать объяснительную на работе?

Как написать объяснительную на работе?

Юридические услуги в сфере трудового права

Объяснительная, как правило, в определенных случаях работодатель требует написать объяснительную на работе. Объяснительная является документом, которая отражает причины и обстоятельства, почему работник не выполнил свои должностные обязанности. В этой статье мы рассмотрим подробно что такое вообще объяснительная записка в связи с невыполнением должностных обязанностей и как его составить правильно.

В соответствии с Приложением №40 Приказ Ростехнадзора от 30.06.2011 N 340 «Об утверждении и введении в действие Инструкции по делопроизводству в центральном аппарате Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» существует понятие объяснительной записки. Объяснительная записка — письменное сообщение должностного лица вышестоящему руководителю с пояснением какого-либо факта, действия, обстоятельств.

Что такое объяснительная записка и как написать объяснительную на работе?

При трудоустройстве, работник, как правило, подписывает трудовой договор, а также в связи с этим кадровик или непосредственный руководитель должен ознакомить работника с его должностными инструкциями и определить круг обязанностей нового сотрудника. В идеале работник должен выполнять эти обязанности в строгом соответствии трудовому законодательству и внутренним локальным нормативным актам. Но в жизни всякое может случиться, трудовой процесс тут не исключение. Иногда в трудовом процессе возникают ситуации, которые не зависят от действий работника, но он должен предпринять все возможные меры, для предотвращения негативных последствий.

При выявлении факта нарушения должностных обязанностей работником, руководитель составляет докладную на имя того, кто непосредственно занимается этими вопросами (начальник отдела кадров или руководитель организации). После того как с докладной ознакомилось руководство инициируется меры по проведению расследования в рамках рабочего процесса. Цель данной проверки только одна – установление виновных лиц. Во время проведения проверки и до его окончания с работника требуется объяснительная.

Кстати, объяснительная является первым этапом, где работник может отстаивать свою точку зрения на происходящее и отстаивать свою не виновность, если он не согласен с предъявляемыми к нему претензиями.

Однако, если работодатель забыл или как-то получилось, что работник не подписал должностную инструкцию и круг должностных обязанностей, выходит он о них не знает. Таким образом в таком случае привлечь работника за невыполнение должностных обязанностей невозможно.

Объяснительная может быть составлена только на имя непосредственного руководителя. Не допускается нарушение субординации и адресовать объяснительную другому начальнику.

Как правильно написать объяснительную на работе о невыполнении должностных обязанностей

Трудовой кодекс предусматривает, что форма документа должна быть письменной, но при этом законодатель ни где не предусмотрел ни образец, ни порядок его составления, ни инструкцию. Допускается что организация может локальным нормативным актом выработать свою форму объяснительной записки, но, если такового нет – объяснительная пишется в свободной форме.

Важно! В записке следует указать следующую информацию:

  • Ф. И. О. адресата с указанием его должности и подразделения.
  • Дату и номер документа (при регистрации в специальном журнале исходящей документации отдела).
  • В тексте необходимо как можно более подробно описать все обстоятельства случившегося с указанием на участвующих лиц. Безусловно, не стоит перекладывать всю ответственность на коллег, но, если обстоятельства сложились таким образом, что вины работника в наступивших последствиях нет, свою вину признавать не стоит.
  • Подпись, ее расшифровку и должность автора записки.

Рекомендуется объяснительную записку отдать лицу или отдел, кто регистрирует входящую корреспонденцию, чтобы обезопасить себя лишний раз от незаконных действий работодателя.

Похожие статьи по теме:

  1. Как написать жалобу в трудовую инспекцию?
  2. Какова материальная ответственность работодателя перед работником?
  3. Как рассчитать трудовой стаж?
  4. Возможно ли увольнение за прогул?
  5. Иные статьи по данной тематике.

О Eduard

2 комментария

  1. Маруся

    Я опоздал на работу на 2 часа, написал объяснительную. Может ли работодатель меня лишить полностью премии?

    • ЮК "КонРа"

      Доброе утро, Маруся!
      Для того чтобы ответить на Ваш вопрос необходимо ознакомиться локальным нормативным актом организации об установлении премий работникам. Фактически лишение премии не является дисциплинарным взысканием. Так, ст. 192 ТК РФ устанавливает формы дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение с работы. Обратите внимание, что за каждый проступок применяется только одна мера дисциплинарного взыскания.
      Системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами.
      Таким образом, дать исчерпывающий ответ на Ваш вопрос сейчас невозможно. Вы можете ознакомиться с локальным нормативным актом, устанавливающим систему премирования в организации. В этом документе Вы найдете свой ответ.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*