Сегодня зарегистрировать ООО в России достаточно просто, даже без помощи юриста. В этом нам могут помочь различные бухгалтерские площадки, которые хотят, чтобы вы в будущем пользовались их услугами, или могут помочь банки, хотящие, чтобы вы в будущем открыли у них расчётный счёт. Осуществить процедуру регистрации ООО «Розочка», в котором вы директор и учредитель несложно. Сложно эту процедуру провести грамотно, без лишних расходов и с первого раза. Осуществить так, чтобы ваше ООО не принесло вам в будущем проблем. Поэтому в статье не будем говорить о том, как зарегистрировать ООО, а будем говорить про типичные ошибки, которые допускаются бизнесменами при регистрации.
Ошибка №1. Отказ от проверки адреса регистрации ООО.
Дело в том, что адрес или юридический адрес должен соответствовать определенным критериям, чтобы ФНС завершило процедуру регистрации. Этот адрес не должен быть массовым. Что такое массовый адрес? Это адрес, по которому зарегистрировано пять и более компаний. Причём речь здесь идёт не о каком-то здании, потому что в одном бизнес-центре (в одном здании) может быть зарегистрировано тысячи компаний. Речь идёт о конкретном помещении или части помещения, которое указываете в регистрационных документах.
Для того чтобы понять, является ли адрес массовым или нет, вы должны воспользоваться специальным бесплатным сервисом ФНС. На этом ресурсе вы указываете регион, населённый пункт, улицу и здание. Если в этом здании есть помещение, которое относится к массовым адресам, то ФНС выдаст эти помещения. Для вас главное, чтобы в списке, который вам вдруг может быть выдан, не было вашего помещения, по которому планируете регистрироваться. Если оно там есть, то перед началом регистрации арендуйте другой адрес.
Далее адрес не только должен быть не массовым, но и ещё должен быть внесён в федеральную информационную систему (ФИАС). На этом ресурсе выбираете муниципальное деление и вводите адрес, вплоть до здания. Если здание отобразится, то всё в порядке и регистрацию проведут. Но если здания в нём нет, то ФНС может вам отказать. Некоторые ФНС сегодня проводят регистрацию, даже если адреса нет в ФИАС, но всё-таки в большинстве случаев они отказывают. Если ваш адрес будет массовым, то вам 100% откажут в регистрации.
И ещё один важный момент. Реквизиты адреса, которые вы указываете в заявлении о регистрации и реквизиты адреса указанные в вашем, например, договоре аренды, должны полностью совпадать. Позаботьтесь об этом на подготовительном этапе.
Ошибка №2. Предприниматели часто платят лишнюю госпошлину.
Напомним, что за регистрацию ООО установлена госпошлина в 4000 рублей. И если вам по какой-то причине откажут в регистрации, то эту пошлину, скорее всего, никто не вернут.
Поэтому исходите из того, что если допустите какую-то ошибку в регистрационных документах, вам придётся платить госпошлину заново.
Но надо понимать, когда её надо платить, а когда не надо. Потому что в ряде случаев сегодня госпошлину за регистрацию платить не нужно. Здесь скажем очень кратко. Если вы лично приносите документы в налоговую или направляете их по почте, то госпошлину платить нужно.
Но если вы подаёте документы на регистрацию через МФЦ или подаёте при помощи своей электронной подписи, или подаёте при помощи нотариуса, то госпошлина не платится.
Под подачей через нотариуса подразумеваем не то что нотариус вам удостоверит подпись на заявление и вы дальше пойдёте в ФНС. Подразумеваем процедуру, когда нотариус удостоверяет вам подпись на заявлении, и дальше по своей электронной подписи подаёт документы в налоговую. Эта процедура уже стоит дороже, чем удостоверить подпись на заявлении, но госпошлина в этом случае платиться не будет.
Ошибка №3. Предприниматели путаются какие документы и в каких случаях нужно удостоверять у с нотариуса.
Здесь также будем очень кратки. Если у вас в ФНС приходят все учредители, то нотариус вообще не нужен. Подпись на заявление о регистрации удостоверит сотрудник налоговой. Но напомним, что в этом случае вам придётся заплатить госпошлину в 4000 рублей. Если подаёте документы через МФЦ, то в этом случае подпись на заявление о регистрации юридического лица удостоверяется обязательно у нотариуса. Но также напомним, что госпошлину при подаче через МФЦ вы не платите. Если у учредителей по какой-то причине нет возможности прийти в налоговую или МФЦ, то документы на регистрацию может подать представитель. Причём представитель только по нотариальной доверенности.
Здесь ещё есть очень важный момент, который многие упускают. Если представитель подаёт документы по нотариальной доверенности, он не может расписаться в заявлении о госрегистрации. В заявлении о государственной регистрации может расписаться только учредитель или учредители (если их несколько). И, соответственно, подпись на таком заявлении должна удостоверяться у нотариуса.
Как будет выглядеть процедура? Учредитель или учредители приходят к нотариусу, удостоверяют у него подпись на заявлении о госрегистрации. Дальше нотариус выдаёт нотариальную доверенность на представителя. И представитель с доверенностью с уже подписанным и другими документами идёт в налоговую или МФЦ. Если в налоговую идёт, то будет госпошлина. Этот вариант достаточно часто используется.
Есть ещё альтернативный вариант, когда учредитель или учредители приходят к нотариусу, удостоверяют подпись на заявлении. И дальше передают документы самому нотариусу, чтобы он подал их в налоговую. Так на самом деле может быть даже выгоднее, потому что в этом случае вы точно не заплатите пошлину, не надо тратиться на нотариальную доверенность. И, возможно, не надо тратиться на представителя, если он у вас подаёт документы за вознаграждение.
А вообще самый лучший способ подачи документов на госрегистрацию — это подача при помощи электронной подписи, оформленной на себя. Такая электронная подпись стоит от 1000 до 3000 рублей, в зависимости от удостоверяющего центра. В этом случае, если подаёте документы через электронную подпись, вам не нужно обращаться к нотариусу и не нужно платить государственную пошлину. Это очень удобно.
Ошибка №4. В уставе указывается полный адрес юридического лица.
Сегодня при регистрации ООО можно не указывать полный адрес в уставе. Достаточно указать местонахождение. Что такое местонахождение? Это, например, город Москва или Саратовская область, город Саратов. Но не просто Саратовская область, а именно город, т.е. должен быть указан населённый пункт обязательно. И этим можно ограничиться.
Почему не нужно прописывать полный адрес в уставе? Дело в том, что когда вы захотите его поменять, допустим, переехать в другой офис, то в этом случае придётся менять устав. А изменение устава это всегда трудоёмкая процедура, и в ряде случае более дорогая. Поэтому заранее упрощайте себе жизнь и укажите в уставе только местонахождение, с ограничением населённого пункта. Полный и детальный адрес указывать не нужно.
Ошибка №5. Невнимательное прочтение устава при регистрации.
Очень часто предприниматели, которые регистрируют ООО или даже не очень компетентные юристы скачивают устав из интернета и относят их в налоговую. Причём никто даже не удосуживается посмотреть, а что же в этих уставах указано.
Обязательно вычитывайте устав перед регистрацией юридического лица. Особенно важно обратить внимание на то, какое количество голосов требуется для избрания директора. Обратить внимание на то, есть ли право выхода из общества. И обратить внимание на очень грустную вещь, что же происходит с долей в ООО, когда один из участников умирает.
Если по уставу есть право выхода, то когда один из участников заявляет о таком выходе, общество должно будет выплатить ему кучу денег. Допустим, у нас выходит участник в 50%. И, соответственно, если он выходит, то берём всю сумму активов общества (на данный момент), и 50% от этой суммы активов должны заплатить участнику. Бизнес в этом случае может разориться. Поэтому посмотрите, может быть вы в уставе наоборот запретите выход. Для того чтобы его запретить, достаточно просто его не прописывать в уставе.
Вопрос с наследниками тоже очень важен. В уставе может быть прописано, что если один из участников умирает, то его наследники не приобретают прав участников в обществе с ограниченной ответственностью. Иными словами, им должны будут заплатить определённые деньги, но в бизнес их уже не пустят. Если вы не хотите, чтобы это происходило, то прописывайте соответствующие положение в уставе.
Ошибка №6. Создание ООО с другом.
Потеряете бизнес и друга. Конечно, если вы создаёте ООО с одним учредителем, который будет являться директором, то можете скачать устав и из интернета, ничего критичного не случится. А вот, если вы открываете ООО с партнёром, не читаете устав, не согласуете его с юристом, не подгоняете устав под свои коммерческие договорённости, то когда поругаетесь со своим партнёром, будете «кусать локти». А вы, скорее всего, с ним поругаетесь и это никакие не выдумки. Это подавляющее большинство случаев в предпринимательской практике.
Оформить все документы вам поможет любой банк, например Тинькофф поможет вам оформить все документы без юриста, а вот если у вас намечается серьезный бизнес, то Вам нужно воспользоваться услугами юриста, они разработают устав под ваш бизнес.