Страховое законодательство устанавливает требование о том, что перечень оснований отказа в страховой выплате, непосредственно должно быть указано в самих правилах страхования.
И получить страховку возможно только в тех случаях, которые указаны в правилах страхования.
Что такое правила страхования?
Четкого законодательного определения правила страхования не существует, однако, такое понятие существует в письме Минкультуры России от 14.05.2016 №165-01-39-ВА «О страховании музейных предметов».
В данном письме разъясняется, что правила страхования – это утвержденный страховой компанией документ, описывающий все условия и оговорки страхования предмета страховки.
В ст. 943 ГК РФ и в ст. 3 Закона РФ от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» указывается, что такие правила должны являться неотъемлемой частью договора страхования (КАСКО).
То есть страховщик должен выдать их вместе с договором страхования. Как правило, эти правила указываются на обороте договора страхования.
В правилах конкретно указывается перечень оснований отказа страховщика в страховой выплате.
Если же страховщик отказывается от тех выплат, которые не содержаться в таком перечне, предлагаем совершить ряд действий для того, чтобы получить страховку.
Как получить страховку КАСКО?
Действие 1. Нужно получить письменный отказ в выплате страховки
Вам необходимо обратиться к представителю страховой компании о выяснения причины отказа в выплате страховой суммы.
Представитель страховщика Вам должен выдать мотивированный письменный отказ в выплате. В данном отказе должны быть ссылки на законодательство РФ и правила страхования.
Действие 2. Необходимо проверить обоснованность отказа
Основания отказа страховщика должны соответствовать перечню, указанной в ГК РФ.
А именно:
- страховой случай наступил вследствие умысла страхователя (ст. 963 ГК РФ);
- вследствие воздействия ядерного взрыва;
- вследствие военных действий;
- вследствие гражданской войны, народных волнений, забастовок (ст. 964 ГК РФ).
Отказ страховщика должен подпадать хотя бы под один вышеуказанный пункт.
Если же таковое отсутствует, то Вы можете направлять претензию страховщику в письменном виде.
Действие 3. Нужно составить претензию и направить его страховщику
В соответствии со страховым законодательством, претензионный порядок не является обязательным.
Вы можете сразу обратиться в суд за защитой своих прав и без направления претензии.
Если же Вы решили направить претензию, то существует определенная информация, которая должна быть донесена стороне по спору.
Это делается на основании составления своего несогласия в письменном виде.
В таком документе нужно обязательно указать:
- свое требование — это получить страховку, которая полагается Вам по закону,
- обстоятельства, являющиеся основанием предъявления такого требования,
- указание ссылок на нормы закона,
- разумный срок рассмотрения претензии страховщиком (10 дней);
- последствия неисполнения требований в установленный срок. Например, подача жалоба в Роспотребнадзор, обращение в суд.
Претензию можно направить двумя способами:
- почтовым отправлением (заказное письмо с уведомлением о вручении),
- путем личного вручения страховой компании.
Претензию необходимо составить в двух экземплярах, один из которых направляется страховой компании, а второй- остается у Вас.
Если Вы направили претензию почтой, то на Вашем экземпляре должна быть отметка почтового отделения.
В случае личного вручения сотруднику страховой компании – ФИО и подпись сотрудника, принявшего претензию, дата приема и входящий номер.
Действие 4. Необходимо составить исковое заявление и подать в суд
Период претензионного порядка завершается в момент, когда страховая компания не исполнила Ваши требования, указанные в претензии.
Необходимо также учесть тот факт, что законодательство о защите прав потребителей относится и к договорам имущественного страхования.
Таким образом, Вы вправе определять подсудность разрешения Вашего дела, Вы не уплачиваете государственную пошлину, если исковые требования не превышают 1 млн. рублей. А также Вы получаете от страховой компании неустойку, штраф в размере 50% от взысканной суммы.
Более подробно как написать исковое заявление в защиту прав потребителя.
К исковому заявлению прилагаются все документы, которые имеют отношение к данному спору.
Это может быть: справка о ДТП, оценка стоимости ремонта протоколы, постановления, определения, претензию к страховой компании, ответ от нее и др. К исковому заявлению прилагаются копии оригиналов.
Иные основания для споров со страховыми компаниями, чтобы получить страховку
Отказ в выплате страховой суммы страховщиком является не единственным спорным моментом. Существуют ряд других оснований для разногласий.
Например, страховая компания может занизить сумму страховой выплаты либо затягивать сроки выплаты. Что же делать в этих случаях?
В принципе мы уже полностью описали всю процедуру защиты своих прав. Но в каждом случае необходимо совершать те или иные действия, указанные выше.
Если страховая компания занизила страховую сумму?. Во-первых, Вам необходимо организовать независимую оценку ущерба. Во-вторых, предъявить требование о пересмотре своего решения. То есть Вам нужно совершить второе действие, которое описано выше. В-третьих, если страховщик Вам отказал, обращайтесь в суд (действие 4).
Если страховая компания затягивает со сроками выплаты? Направить повторную претензию с указанием сроков выплаты, которые установлены правилами страхования (действие 3). При отказе обратитесь в суд (действие 4).