Принимаем на работу граждан Республики Беларусь
Законодательство, регулирующее порядок привлечения и использования иностранцев в работе, в отношении граждан Республики Беларусь не применяется.
Белорусы обладают равными правами и гарантиями в сфере трудового права, что и граждане РФ.
Это следует из Решения от 22.06.1996 г. №4 Высшего совета сообщества Беларуси и России «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».
Для того чтобы принять на работу граждан Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии необходимо изучить законодательство Евразийского Экономического Союза.
Мы постараемся далее в статье изложить все пункты, касающиеся трудоустройства, в частности ответить на вопрос как принять на работу граждан Беларуси, Казахстана, Армении, Киргизии.
Все документы, необходимые для трудоустройства граждан Беларуси принимаются без легализации.
Трудовая деятельность регулируется трудовым договором, составленным в соответствии с законодательством РФ.
В процессе трудовой деятельности трудовой стаж за гражданами Беларуси исчисляется в том же порядке, что и в отношении граждан РФ. В отношении граждан Республики Беларусь наравне с гражданами РФ признаются все виды пособий и выплат на территории РФ. расходы на социальные выплаты ложатся на Российскую Федерацию.
От каких требований освобождены граждане Республики Беларусь?
При приеме на работу гражданина Республики Беларусь не требуется договор (полис) добровольного медицинского страхования либо договор между работодателем и медицинским учреждением о предоставлении данному гражданину платных медицинских услуг.
То, что гражданам Республики Беларусь не требуется получать разрешение на работу или патент указано в ст. 97 «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее – Договор о ЕАЭС).
Также в соответствии с абз.1 п.1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России работодатели освобождаются от уведомления в уполномоченный орган в сфере миграции о приеме на работу граждан Республики Беларусь.
Но на практике, как правило, рекомендуется, чтобы работодатели уведомляли уполномоченные органы государственной власти в сфере миграции.
Данный вывод следует из Письма УФМС России по г. Москве от 08.06.2015 №МС-9/21-4586н.
Как принять на работу граждан Беларуси, Казахстана, Армении, Киргизии
Принятие на работу граждан государств-членов Евразийского Экономического Союза осуществляется в упрощенном порядке.
В соответствии со ст. 97 Договора о ЕАЭС работодатели и заказчики работ (услуг) государства-члена вправе без ограничений привлекать и использовать труд граждан государств-членов ЕАЭС.
Трудящиеся государств-членов осуществляют работу без каких-либо разрешений на работу.
Упрощенный порядок привлечения к трудовой деятельности в РФ
Упрощенный порядок привлечения к трудовой деятельности граждан государств-членов ЕАЭС (Казахстан, Армения, Киргизстан) означает привлечение иностранных граждан вне общего порядка использования рабочего труда иностранных граждан.
Данный порядок, в частности, предполагает следующее:
- Привлечение трудящихся граждан государств-членов ЕАЭС без учета ограничений по защите национального рынка труда, то есть без учета квот,
- Иностранным гражданам не требуется получать разрешительные документы,
- Признание документов об образовании государств-членов при трудоустройстве в РФ без процедуры легализации. Исключением из этого правила составляют случаи, когда соискатели претендуют на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью в РФ.
Согласно мнению Минтруда России при приеме таких граждан необходимо заключать договор (полис) добровольного медицинского страхования либо договор между работодателем и медицинской организацией об оказании данным гражданам платных медицинских услуг.
Соответственно в трудовые договоры должен быть включен пункт об условиях оказания медицинских услуг иностранным гражданам.
Соответственно, срок действия полиса не должен быть менее срока действия трудового договора.
Если же срок действия медицинского страхования истек и иностранный гражданин его не оформил, то работодатель отстраняет от работы иностранца-работника.
В противном случае работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Работодатели также обязаны в течение трехдневного срока уведомлять уполномоченный орган о заключении или расторжении договоров с такими иностранными гражданами.
Срок постановки граждан Беларуси, Казахстана, Армении, Киргизии на миграционный учет
По общему правилу иностранные граждане государств-членов ЕАЭС подлежат миграционному учету по месту пребывания.
То есть данные граждане должны стать на учет в уполномоченный орган по вопросам миграции.
Срок для постановки на миграционный учет для граждан Казахстана и Армении составляет 30 дней с момента прибытия на территорию РФ.
Для граждан Республики Беларусь такой срок составляет 90 дней.
Образцы документов
- Заявление о выдаче дубликата разрешения на работу
- Форма бланка разрешения на временное проживание, выдаваемое лицу без гражданства
- Извещение миграционной службы о приобретении гражданства Приложение №6
- Заявление о продлении срока действия вида на жительтво
- Заявление о выдаче вида на жительство несовершеннолетнему иностранцу, недееспособному, ограниченное дееспособному
- Заявление о выдаче вида на жительство высококвалифицированному специалисту (членам его семи) (образец заполнения)
- Заявление в территориальный орган ФМС о продлении срока действия вида на жительство в РФ
- иные образцы в сфере миграционного права
- иные образцы в сфере трудового права.
Литература
- Письмо Минтруда России от 17.12.2015 N 16-4/В-823
- Письмо Минтруда России от 17.12.2015 N 16-4/В-823