Главная » Защита прав потребителей » Подсудность защиты прав потребителей
Подсудность защиты прав потребителей

Подсудность защиты прав потребителей

Юридические услуги в сфере защиты прав потребителей

В соответствии с Законом о защите прав потребителей потребитель – это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Споры потребителей могут разрешаться в судебном порядке, соответственно подсудность защиты прав потребителей определяется законом. При разрешении спора в суде в сфере защиты прав потребителей осуществляются в порядке искового производства. Прежде всего необходимо составить исковое заявление в соответствии требований гражданско-процессуального законодательства.

Какова подсудность защиты прав потребителей?

Иск – это выдвигаемое требование истца к ответчику, которое основано на условиях соглашения, которое существует между ними. Иск предъявляется в форме искового заявления, как правило, на бумажном носителе. Но в некоторых судах существует возможность направить исковое заявление в электронном формате.

В соответствии со ст. 17 Закона о защите прав потребителей подсудность прав защиты потребителей определяется по выбору заявителя (потребителя), это может быть:

  • по месту нахождения организации; по месту жительства индивидуального предпринимателя; по месту нахождения филиала юридического лица;
  • по месту жительства или пребывания истца (потребителя);
  • по месту заключения или исполнения договора.

То есть потребитель по своему усмотрению, как для него удобно, выбирает подсудность защиты прав потребителей (место обращения в суд).

В какой суд обратиться?

Согласно ст.23, 24 ГПК РФ иски требование которых не превышает 50 тысяч рублей рассматриваются мировым судьёй. Значит, если цена требований потребителя к продавцу или производителю не превышает 50 тыс. рублей, исковое заявление подается в мировой суд.

Если же требования выше 50 000 рублей, то подсудность защиты прав потребителей — районный суд.

Требования граждан-истцов, связанные с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины, если сумма иска не превышает 1 млн. руб. (п.3 ст.17 Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей); п.3 ст.333.36 НК РФ). Если же требования иска превышают один миллион рублей, то государственная пошлина уплачивается в размере 13 200 рублей и плюс 0,5% от суммы, превышающей один миллион рублей. Госпошлина не может составлять более 60 000 рублей (пп.1 п.1 ст.333.19 НК РФ).

Все требования о компенсации морального вреда или иски о защите нематериальных прав, которые невозможно подвергнуть оценке, подсудны районному суду. Если же такие требования производны от имущественного требования, то рассматривает тот суд, подсудность которого определяется имущественными требованиями истца.

Досудебный порядок урегулирования спора

В первую очередь необходимо пройти досудебный порядок урегулирования конфликта с продавцом или производителем. Данное условие не является обязательным, но будет очень даже целесообразным. Целесообразность заключается в том, что, если продавец откажет удовлетворить ваши требования в претензионном порядке, с него можно будет взыскать штраф за отказ в удовлетворении законной претензии. Штраф будет составлять в размере 50% от присужденной судом суммы. Причем заявлять требования о взыскании штрафа нет необходимости.

Образцы документов в защиту прав потребителей:

  1. Исковое заявление о взыскании потребителем суммы неустойки за товар, проданный дистанционным способом
  2. Исковое заявление потребителя о взыскании денежных средств за авиаперевозку
  3. Исковое заявление о возмещении расходов на устранение недостатков услуги, оказанной по договору возмездного оказания услуг
  4. Исковое заявление об отказе от договора купли-продажи мебели и взыскании денежной суммы, неустойки, компенсации морального вреда
  5. Исковое заявление о компенсации морального вреда
  6. Исковое заявление о безвозмездном устранении недостатков комплектующего изделия в период его гарантийного срока
  7. Исковое заявление о безвозмездном устранении недостатков оказанной услуги
  8. Претензия о возврате денег за некачественный товар (образец заполнения)
  9. Требование (претензия) покупателя на возврат денежной суммы вследствие недопоставки товара
  10. Претензия покупателя на возврат товара продавцу (общая форма)
  11. и др. 

Похожие статьи по теме:

  1. Как написать исковое заявление о защите прав потребителей?
  2. Как составить претензию продавцу, изготовителю или исполнителю?
  3. Возможно ли вернуть товар без кассового чека?
  4. Как пожаловаться в Роспотребнадзор?
  5. И др.

О Eduard

3 комментария

  1. Владислава Григорьевна

    Здраствуйте! Я попала в аварию, получила травмы. Хочу получить страховку. Могу ли я подать иск к объединению страховщиков там где я живу?

    • ЮК "Конра"

      Добрый день, Владислава!
      Спасибо за вопрос. Отвечая на Ваш вопрос, сразу можно сказать, что Вам необходимо обращаться в суд по общим правилам подсудности, то есть по месту нахождения профессионального объединения страховщиков. Далее постараюсь подробно расписать.
      Согласно п. 2 ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца. Вопрос о подсудности дел, который касаются выплат по страховке потерпевшим в ДТП Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» не урегулирован.
      Профессиональное объединение страховщиков обязано в случае признания непосредственного страховщика банкротом, выплатить компенсацию (п. 1 ст. 27 Закона N 40-ФЗ) и должна быть установлена учредительными документами профессионального объединения.
      Судебная практика имеет несколько различное мнение, но в основном оно указывает на то, что все-таки заявители должны обращаться в суд по месту нахождения профессионального объединения страховщиков. Суды аргументируют это тем, что Российский союз автостраховщиков не является участником правоотношений между страхователем и страховщиком, не является стороной по договору ОСАГО, не является правопреемником страховщика, у которого отозвана лицензия на осуществление страховой деятельности. Отношение к данному субъекту регламентированы специальным законом и он не подпадает под законодательство защиты прав потребителей.
      В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.01.2015 N 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» также нашел разрешение вопрос о подсудности данной категории споров. В соответствии с абз. 2 п. 2 Постановления на отношения, возникающие между потерпевшим и профессиональным объединением страховщиков в связи с компенсационными выплатами, Закон о защите прав потребителей не распространяется. А в п. 5 отмечено, что иски по спорам, связанным с компенсационными выплатами, подлежат рассмотрению по общим правилам территориальной подсудности — по месту нахождения профессионального объединения страховщиков либо по месту нахождения его филиала или представительства.
      Таким образом, предъявление иска потерпевшего в ДТП к профессиональному объединению страховщиков должно производиться по общим правилам подсудности по месту нахождения такого объединения.
      Спасибо!

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*